Ренессанс

 

В начале XVв. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль — Ренессанс. Это был переходный стиль от средневековой культуры к культуре нового времени на основе характерных для ее идеологий рационализма и крайнего индивидуализма.

Отличительные черты Возрождения — антифеодальный, в своей основе светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы его «возрождение».

Пафос утверждения гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественность, героический масштаб.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественность, ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

В эпоху Ренессанса впервые складывается личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков. Различают ранний (Флоренция) и высокий (Рим) Ренессанс.

Первым архитектором Ренессанса был Филиппо Брунеллески (1377-1446). Он первым создал дворец (палаццо), который лег в основу всей последующей архитектуры, в том числе и нашей. Его основным достижением является окончательное оформление этажа как горизонтального пространственного слоя для жизни и деятельности человека. Стена впервые истолковывается как геометрически правильная перегородка постоянной толщины между внутренним архитектурным пространством и пространством вне здания. Окна трактуются как глаза здания, фасад— как лицо здания; т. е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

Высокий Ренессанс ассоциируется в архитектуре с именем Браманте (1444-1514). Его Темпиетто стоит ближе к античной архитектуре по органической полновесности форм и гармонической завершенности, основанных на золотом сечении пропорций.

Основное достижение архитектуры Ренессанса состоит в очеловечении пропорций зданий. Основными памятниками ренессанса являются: архитектор Брунеллески — Палаццо Питти (Флоренция) и воспитательный дом (Флоренция); архитектор Браманте— Темпиетто (Рим); Микеланджело — Купол собора Св. Петра (Рим).

Микеланджело. Купол собора Св. Петра (Рим)Микеланджело. Купол собора Св. Петра (Рим) Браманте. Темпиетто (Рим)Браманте. Темпиетто (Рим)

Брунеллески. Палаццо Питти (Флоренция)Брунеллески. Палаццо Питти (Флоренция)