Египетский стиль

Египетский стиль известен благодаря развитому заупокойному культу древних египтян. Дошедшие до нас памятники тех времен (храмы, дворцы и гробницы) — это монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность.
Египтянами были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна). Господствующие в архитектуре принципы той эпохи — это монументальность и статичность, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона.

Египетский стиль

Стены, пилоны и колонны испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной позе. Голова и нижняя часть тела — в профиль, а туловище и руки — в фас.

Встречается три типа колонн:
- лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса)
- папирусовидная (капитель в виде связки папируса)
- гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор — женщины с головой коровы).

Исключение составляет Амарнский период — время правления Аменхотепа IV, при котором был введен запрет старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца, что дало толчок развитию искусств «в сторону человека». Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательных сцен из жизни.

Египетский стильВ эпоху Древнего царства был выработан архитектурный тип гробницы фараона — пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный сверхчеловеческого величия архитектурный образ. Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединенные длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию общества.


В эпоху Среднего царства появились скальные гробницы с 2-х или 4-х колонным портиком. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлиненную осевую композицию, в них место отведено колоннадам и портикам. В наземных храмах, развивавших идею грандиозной архитектурно-пространственной композиции, основными элементами стали развернутые по продольной оси открытый двор, обнесенный колоннадой, гипостиль с рядами монументальных колонн и святилище со статуями богов.
После завоевания Египта Александром Македонским архитектура этого времени уже отмечена чертами эклектизма. С переходом Египта под власть Византии в IV в. сложился один из местных вариантов раннехристианской культуры — коптское искусство. С VIIв. в Египте развивалась одна из ведущих школ Средних веков — арабское искусство.
На элементах египетского стиля базируется весь ампир и отчасти Ар-Деко.