Ампир

Ампир (от франц. empire - империя) - стиль трех первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизмаАмпир преимущественно опирался на художественное наследие Греции и Рима. Черпая из него мотивы для воплощения величества и мощи (монументальные формы, массивные портики), ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, сфинксы и т. п.).

В ампире четко выразилось стремление к предельной лапидарности и монументальной выразительности. Новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись, плафонов, альковов.

Основными памятниками стиля ампир являются церковь Ла Мадлен в Париже (Бартельми Виньон), арка Звезды в Париже (Шальгрен), Вандомская колонна в Париже (Лепер и Гондуэн).

церковь Ла Мадлен в Париже (Бартельми Виньон)церковь Ла Мадлен в Париже (Бартельми Виньон) арка Звезды в Париже (Шальгрен)арка Звезды в Париже (Шальгрен) Вандомская колонна в Париже (Лепер и Гондуэн)Вандомская колонна в Париже (Лепер и Гондуэн)

Ампир в России стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне ул. Росси, арх. К.И. Росси; стрелка Васильевского острова с Биржей, арх. Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, арх. А.Д. Захаров; Горный институт, арх. А.Н. Воронихин; все - в Петербурге).

Стиль ампир развивался недолго, ему на смену пришло время эклектики.


Комментарии